Форум православного портала КЕЛИЯ


80165 Сообщений в 8399 Темах, 1083 зарегистрированных посетителей, 101 посетителей сейчас (0 зарегистрированных, 101 гостей)
Рекорд посещаемости форума: 314 пользователей и гостей в 21:46 13.02.11
Самая популярная тема по количеству ответов: Христос среди нас (525)
Самая популярная тема по количеству просмотров: Христос среди нас (406589)

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ
пользователей
форума

(тестовая версия)

О молитве. (ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)

отправлено Таня(R) Почта, 25.06.2018, 23:56

ИСИХАЗМ (СЛОВО -15)
МОЛИТВЫ СЛОВЕСНАЯ и УМНАЯ.
Первый шаг на пути спасения есть молитва СЛОВЕСНАЯ. Она имеет свои виды, и ее ни в коем случае не нужно отождествлять с молитвой произносимой только голосом - потому что это еще может быть и вовсе не молитва. «Настоящая молитва начинается там, где со словом молитвенным и молитвенной мыслью сочетается и молитвенное чувство». (Никодим Святогорец).
Можно сказать что различное наименование молитв (словесная, умная и сердечная) - определяется степенью участия в молитве ума и сердца (духа). При малой их оживленности молитва остается словесной, при полном вовлечении ума и непрерывного внимания она переходит в умную, а когда молитвенная мысль переживается духовным чувством сердца, тогда становится сердечной. Такое трехступенчатое развитие происходит в пределах деятельного периода т.е «при усилиях самого молящегося» (Феофан Затворник). Разделение этих трех видов молитв достаточно условное, потому что часто происходит взаимное проникновение разных молитвенных состояний.
СЛОВЕСНАЯ МОЛИТВА - традиционно подразумевает чтение псалмов, акафистов, канонов, различных правил, богослужебных текстов, а также чтение молитвы Иисусовой. Словесная молитва когда произносится вслух именуется устной, или гласной. С тем же успехом она может читаться и беззвучно, «про себя» в уме. Однако от этого она еще не становится «умной», даже при окрепшем внимании и некотором оживлении чувств.
Прежде всего имеет значение качество внимания. Молитва тогда называется умной, когда с ней НЕРАЗРЫВНО соединяется внимание ума. Если этого нет, если соединение неполное, не устойчивое, то молитва остается словесной, не зависимо от того как она произносится про себя или гласно. Молитва произносимая «про себя», в уме, по мысли Отцов невидима даже демонам, которые не проникают в глубины сердечные и не способны различать наши мысли.
При словесной молитве наше внимание непроизвольно отвлекается вовне, например на книгу, чтеца, или икону, но уже на этой стадии советуют Отцы учиться направлять свое внимание внутрь себя, причем стараться увести его из области головы и сосредоточить в области груди (сердечном месте). Опять таки нужно понимать что от этого молитва еще не становится ни «умной», ни «сердечной», оставаясь по прежнему словесной.
Молитва новоначального часто перемешана с помыслами, и является «нечистой» перед Богом. Его внимание не может быть целиком отдано сердцу, оно постоянно рассеивается, помыслы «убегают» от молитвы. Вообще во всякой истинной молитве должны участвовать тело, ум и сердце. Только при этом условии мы можем назвать наше делание - молитвой. Также и при словесной молитве ум должен быть внимателен к словам молитвы, а сердце должно откликаться на него чувством. Если этого не происходит, то такое молитвословие «даже и не есть молитва» (Феофан Затворник).
УМНАЯ МОЛИТВА - отличается тем, что слова в уме уже не произносятся, но только мыслятся как понятия. Аналогично тому, как в повседневной жизни за долю секунды нас может посетить какая-то идея, понимание. Эта идея, во всем ее объеме, раскрывается мгновенно и понимается без слов. Но затем то, что постигнуто за мгновение, нужно перевести в слова - сформулировать. Таблица Менделеева была им «постигнута» в откровении за мгновение, но для того что бы ее описать понадобились годы. Некоторые сложнейшие музыкальные произведения гениальных композиторов были ими услышаны во мгновение времени, но потом их приходилось месяцами раскладывать по нотам и партитурам.
Такой же «вспышкой» безмолвной мысли является и умная молитва. Она намного совершенное словесной, богаче по содержанию, глубже по наполнению. Мысль проникает в то, что не выразишь словами, охватывает то, что невозможно обьяснить. Оформление мысли и слова накладывает свои ограничения, требует времени, усилий, в то время как мысль, текущая вне словесных рамок гораздо свободнее, гибче, емче. По этой причине умная молитва звучит намного быстрее, чем произносится молитва словесная.
Словесное мышление отличается дискретностью, микро разрывы между словами и фразами, смысловые и интонационные паузы нарушают непрерывность мысли, дают возможность вклиниться постороннему помыслу. Если же мысль не оформляется в слова, то течет неразрывно и слитно. Кругообразное движение мысли, когда она вновь и вновь возвращается к одной и той же теме, или к имени Иисуса, способствует самозамкнутости, сосредоточению внимания и самоуглублению. Все это создает предпосылки к зарождению непрестанной молитвы.
Внимание при этом всегда заключено в верхней части груди, либо в сердечном месте. Но при этом нужно понимать, что это еще не есть «сердечная» молитва. Она по прежнему остается умной, хотя и ощущается как звучащая в сердце молитвенная мысль. Стратегическая задача умного делания - достижение молитвы «сердечной». Тактическая задача сводиться к двум основным действиям: удерживать ум безвыходно в сердце, и не допускать ни одного постороннего помысла. Так в течении часов богослужения «ум пусть гоняется за смыслом тропаря» (Иосиф Исихаст). Пусть цепко, не отвлекаясь ни на что, держится за смысл читаемого и поющегося слова. В часы келейного правила внимание пусть погружается в молитвенную мысль, а ум пристально следит и «понимает то, о чем ты молишься», ведь если сам не понимаешь, «то как возникнет взаимопонимание с Богом, и как Он может даровать тебе то, о чем ты просишь»? (Иосиф Исихаст) (Продолжение следует )

---
Мой электронный адрес:
shelgova собачка яндекс точка ру


Все сообщения в этой теме:

Яндекс цитирования

Дорогие братия и сестры!
Просим ваших святых молитв за рабов Божиих, благодаря чьим безвозмездным усилиям существует и развивается наша КЕЛИЯ:
Александр, Роман, Александр, Наталия, Лев
Спаси Господи!

Проект основан 19 мая 2006 года