Форум православного портала КЕЛИЯ


80165 Сообщений в 8399 Темах, 1083 зарегистрированных посетителей, 106 посетителей сейчас (0 зарегистрированных, 106 гостей)
Рекорд посещаемости форума: 314 пользователей и гостей в 21:46 13.02.11
Самая популярная тема по количеству ответов: Христос среди нас (525)
Самая популярная тема по количеству просмотров: Христос среди нас (406590)

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ
пользователей
форума

(тестовая версия)

О молитве. (ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)

отправлено Таня(R) Почта, 06.07.2018, 01:18

ИСИХАЗМ (СЛОВО -16)
МОЛИТВА СЕРДЕЧНАЯ
СЕРДЕЧНАЯ МОЛИТВА - это состояние когда молитвенная мысль становится преисполненной чувствами и выражается им. Это состояние не является обычной эмоциональной реакцией, простым взыгранием чувств, но есть переживание духовное. Наши чувства всегда идут от сердца, в котором источник всех наших переживаний. Это действие «раздражительной» силы, которая вместе с «желательной» составляет страстную часть души. Пока мы не достигли НАЧАЛЬНОГО БЕССТРАСТИЯ, наше сердце неизбежно источает чувство нечистое, смешанное со страстным началом. Поэтому проявление таких чувств в молитве выражено в понятиях содержащих отрицательную оценку - «чувственность», «душевность», "кровяное разгорячение" и прочь.
Совсем иначе в молитве сердечной, здесь уже пробуждается духовное чувство. Умственная энергия собирается в верхней части духовного сердца, где она соединяется с человеческим духом. Образовав с ним одно целое, Ум устремившись к Духу Божию, становиться с Ним единым Духом. 1 Кор.6,17.
Звучащее в сердце чувство бывает не предметно расплывчатым, но напитанное молитвенной мыслью и ее содержанием. Такая молитва во всех отношениях более совершенна чем умная, ибо сердечному чувству доступны области более возвышенные. Чувство способно объять то, что не подвластно осмыслению, проницать непостижимое - то что простирается за пределы мысли, что неподвластно уму. Это становиться возможным после того, как ум научен отделятся от рассудка и уверенно держаться сердечного места.
Чувственная привязанность к предмету вожделения, душевная или духовная, имеет иную природу чем интеллектуальный интерес к тому же предмету, и намного сильнее последнего. Отсюда молитвенное чувство более устойчиво и независимо, чем мысль, которая легко перебивается и отвлекается мимолетной ассоциацией, увлекается в сторону случайным помыслом, малейшим слуховым или зрительным впечатлением, любым тактильным ощущением. Ум легко соблазняется и поэтому не надежен.
Иное дело когда человек привязан к чему то чувством, и возжелал этого «всем сердцем», тогда его трудно будет оторвать от предмета внимания. Если кто то пленен, например, сердечной привязанностью, то «милый образ» никак не «выходит из головы». Бывает что человек и хочет отвлечься, но не может, чувства сильнее его. То что вожделенно, к тому человек устремляется всем своим существом: сердцем разумом, всем составом своим, ибо «где сокровище ваше, там и сердце ваше». Поэтому важно что бы предметом вожделений стал сам Бог, чему и учит первая и наибольшая заповедь. Но как же приблизиться к ее исполнению?
Ответ находим в обосновании аскезы, как неотъемлемого составляющего молитвенного делания. Всесторонне воздержание позволяет расторгнуть, или ослабить, узы приковывающие нас к земле. Если мы желаем земного, то душа бежит прочь от Бога. Ее не удержишь, она будет припадать к земле туда, где спрятано ее сокровище. И только когда человек сердечным чувством привязан ко Христу, когда живая память о Нем, жажда встречи с Ним, становятся неотступными - тогда сердце будет в Боге, а значит и весь человек пребудет в Нем. Уже без принуждений и усилий, без методик и упражнений он окажется погруженным в состояние непрестанной молитвы.
Чувство более сильно, чем мысль. В процессе жизнедеятельности оно может уходит на задний план, но при этом способно практически не прерываться. По этой причине молитвенное чувство легче удержать длительное время в непрерывности именно сердечным чувством, а это уже слабая тень непрестанной молитвы. При таких свойствах сердечной молитвы она легко удерживается в любых условиях, при любой занятости, в суете и шуме. На этой стадии четки уже не нужны, так как отсчитывать уже нечего. Паузы при кругообразном движении мысли уже не ощутимы. Сердечный зов, обращенный к Богу: покаянный ли, благодарный, или вопрошающий может звучать не умолкая, хотя и изменяясь в смысловой или эмоциональной окраске.
Сердечная молитва подготавливает человека с СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ, давая начатки опыта вне-временного. Ведь ощущение времени возникает у нас благодаря постоянной чреде чувств и мыслей, сменяющихся под действием внешних впечатлений и внутренних импульсов. Они как мелькающие верстовые столбы, отмечают наше продвижение во временном пространстве. Если эта смена чувств и мыслей на мгновение прекращается, то человек зависает как бы в невесомости, соприкасается душой с неподвижностью вечности.
Такая внутрення исихия, приводящая к остановке мыслительного потока, есть одна из черт, характеризующая по Григорию Нисскому состояние созерцательности. Нечто подобное переживает по временам и тот, кто погружен в сердечную молитву. В моменты таких приближений к бесконечному особо явственным становиться ощущение непосредственного предстояния пред Богом. Тогда исихасту сложно понять, пять минут прошло, или пятьдесят часов. Это состояние напоминает то, что происходит при созерцании, когда человек выходит за пределы времени и может всю ночь молиться с воздетыми вверх руками не замечая истекших как одни миг часов, не понимая при этом «в теле он находиться, или вне тела»
Молитвой сердечной завершается лестница деятельного периода духовной жизни. Это предел, до которого могут человека вознести его природные возможности и собственные усилия при поддержке Благодати Божией. Дальнейшее восхождение к совершенству, каждый последующий шаг ввысь, может быть только особым благодатным даром ниспосылаемым Богом по Его усмотрению в определенное Им время. (прод следует)

прот.Игорь Рябко

---
Мой электронный адрес:
shelgova собачка яндекс точка ру


Все сообщения в этой теме:

Яндекс цитирования

Дорогие братия и сестры!
Просим ваших святых молитв за рабов Божиих, благодаря чьим безвозмездным усилиям существует и развивается наша КЕЛИЯ:
Александр, Роман, Александр, Наталия, Лев
Спаси Господи!

Проект основан 19 мая 2006 года