Форум православного портала КЕЛИЯ


80165 Сообщений в 8399 Темах, 1083 зарегистрированных посетителей, 80 посетителей сейчас (0 зарегистрированных, 80 гостей)
Рекорд посещаемости форума: 314 пользователей и гостей в 21:46 13.02.11
Самая популярная тема по количеству ответов: Христос среди нас (525)
Самая популярная тема по количеству просмотров: Христос среди нас (406594)

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ
пользователей
форума

(тестовая версия)

О молитве. (ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)

отправлено Таня(R) Почта, 13.07.2018, 21:54

ИСИХАЗМ (СЛОВО -17)
КОГДА МОЛИТВА ПРИВОДИТ В АД.
Внутреннее слово - есть движение души, происходящее в разуме, без всякого выражения устного. Почему часто и молча мы произносим сами себе целую речь. А еще чаще, ведем нескончаемые диалоги, даже не задумываясь с кем. Сами с собой? С воображаемым собеседником? Или с бесом? Эти беззвучные беседы, хотя и не слышны окружающим, имеют ту же словесную природу, что и обычный наш разговор вслух. Так же дело обстоит и с молитвой.
Именно поэтому словесная молитва не может быть самоцелью, сама по себе она не имеет духовной ценности, а является лишь необходимой ступенькой деятельного периода очищения сердца. Прозябание молитвы на словесном уровне, не имеет духовных перспектив и лишено смысла. Назначение словесной молитвы одно - подвести человека к молитве умной. И только переход с умной молитвы на сердечную может назваться - «приобретением молитвы».
Умно-сердечная молитва требует внимания, чему и учит молитва словесная. Ум в ней приучается держаться за слова молитвы, проникать в их содержание и не отвлекаясь следить на смыслом. Это требует немалой тренировки. Конкретная задача молящегося словесно - подвигать себя к предельной внимательности. Таким образом словесная молитва служит трамплином для выработки словесного навыка, а потребность духовного роста побуждает к молитве углубленной.
Важно услышать предупреждение Отцов! Обыкновенное молитвословие может оказаться не только бесплодным, но и душевредным! Как деятельность преимущественно внешняя, словесная молитва, при закоснении в ней, способна привести к состоянию самообольщения, удовлетворения одним лишь внешним деланием. Под этим «внешним деланием» имеется ввиду регулярное «чтение» утренних, вечерних молитв, последования «подготовки ко Причастию», и «стояние» на богослужении без ума и сердца. Произносить слова, или слушать другого, того кто их читает, еще не значит молиться. Вся забота наша при этом должна заключаться в том, что бы молитвенные чувства наполняли сердце. Если оно пусто, то нет и молитвы. Уста могут произносить молитву, а ум при этом блуждать по всему миру, отчего сердце остается холодным. СУТЬ ЖЕ СЛОВЕСНОЙ МОЛИТВЫ НАУЧИТЬ УМ ВНИКАТЬ СЛОВАМ МОЛИТВЫ, А СЕРДЦУ ОТКЛИКАТЬСЯ НА НИХ.
Путь молитвенного восхождения по Иоанну Лествичнику делится на три стадии. Первая, «начало молитвы» - состоит в закладке основания, в упорном труде по отгнанию ЛЮБЫХ (в том числе и «добрых») помыслов, мешающих внимательной молитве. Вторая стадия будет достигнута тогда когда ум, без всякого усилия, легко, сам собой держится в словах молитвы. Т.е когда ум, полностью погружен в стихию молитв, как бы купаясь в ней, поглощенный словами молитвы, не отвлекаясь даже на самый малый помысел, не уклоняясь от молитвы на «на волосок». Третья стадия - когда молитва становится восхищением к Богу, слово из мысли и чувства, переходит в состояние созерцания, когда теряется чувство пространства и времени.
Нам же с вами сейчас одна забота - стараться всячески возвращать к себе уклоняющуюся мысль, заключая ее в слова молитвы! «Если она по младенчеству твоему утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы, ибо непостоянство свойственно нашему уму». (Иоанн Лествичник). Не давать уклоняться мысли не в право, ни в лево от смысла молитвы - цель навыка словесного делания. В этом заключается наша человеческая работа которая, хоть и не может сама по себе изменить состояние нашего сознания, но способна при постоянном труде привлечь Благодать Божию, которая и даст нам то, чего мы так усердно ищем.
Поэтому не нужно отчаиваться в том, что мысль наша парит, что мы постоянно отвлекается от молитвы. Это наша борьба с диаволом, зрителем которой является сам Бог. Нужно понимать что молитва - выше всех других трудов. Поэтому диавол делает все возможное что бы мы либо отсрочили молитвенное правило, либо сократили его, или же оставили вовсе, «по усталости», или «занятости».
В одной краткой лаконичной фразе Иоанн Лествичник дает нам жизненную программу. Тому кто не может вникнуть в эти строки они покажутся банальными, а кто сможет их понять - бездонными. «Восстав от миролюбия и сластолюбия, отрекись от тела, ибо молитва есть не что иное, как отчуждение мира видимого».
Беседа с Богом, не то же самое что беседа с людьми. Внимание ума со словом молитвы должно быть таким же единым, как и связь тела с душой. Преподобный Симеон Новый Богослов называет «тягчайшим грехом» молитву без благоговения, без понимания того, Кому ты говоришь, и что. Наша молитва это не звуки слов, это вопль ума и сердца к Богу. Душе человека свойственно молится не устами, а умом. Тот же кто не заключает в уме слова молитвы, говорит не с Богом а, по мысли Симеона, с дьяволом. Страшные слова преподобного старца нужно внимательно усвоить церковным чтецам и певцам, которые «вычитывают», или поют, положенные чинопоследования иногда даже не задумываясь о чем они. То же самое относиться и к священнослужителям. Молитва безблагодатная, рассеянная, есть диавольской плен! Если это не усвоить, то можно таким вот словесным молитвословием загнать себя в кромешнюю адскую тьму.

ИСИХАЗМ (СЛОВО -18)
ПОСИЛЬНАЯ ЖЕРТВА
Строгие слова преп. Симеона Нового Богослова, несмотря на всю их справедливость, не должны ввергать нас в уныние. Начинающий христианин и не может молиться иначе как только рассеянно. Вся строгость слов преподобного направленна прежде всего на тех, кто смирился со своей рассеянностью и блужданием ума во время молитвы. Нам же нужно усвоить ТРИ основных положения.
1- Каждое возбуждение молитвенного чувства у нас в душе, каждая мысль о молитве, есть действие Святаго Духа и глас нашего Ангела Хранителя.
2- Каждое сердечное призывание Бога не остается безответным, даже если мы этого не замечаем, и не понимаем.
3- Не будем унывать и отчаиваться из за сухости и рассеянности нашей молитвы. Отсутствие внимания говорит нам лишь о том, что мы еще далеко от цели, но к ней нужно непременно идти решительно и упорно, не отчаиваясь от того, что нам часто приходиться падать.
Дело в том, что именно так и испытывается Богом наша душа. Те кто не верит в то что «упорство у труд все перетрут» опускают руки, и «смиряются» со своей нечистой молитвой ничего и не получают. Тем же кто показал Богу свое намерение и желание молиться чисто, не отчаиваясь, и работая над молитвой может быть даже и долгие годы, Бог дает свою Благодать.
Потому что ВСЕ дается от Бога, в т.ч. и не рассеянная молитва. Это Дар, но получить его - дорогого стоит. Есть классическая формула данная христианам от начала и до конца веков: «δωσε αιμα χαι λαβε Πνευμα» - «дай кровь и приими Дух". И только для тех кто «дает кровь», есть надежда «получить Дух». Правда и то, что нет четкой методологии, нет механического приема, который бы однозначно привел нас к ожидаемым результатам. Бог есть свободный Дух, и Он не подвержен никакому принуждению. Нет такого воздействия на Него, которое могло бы Его принудить к чему-либо, по самому факту своего совершения. Нужно понимать что БОГ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ КОГДА ХОЧЕТ, КОМУ ХОЧЕТ, И КАК ХОЧЕТ, это дело только Его Промысла. Бог недосягаем ни для каких наших усилий, Он может только Сам сойти к нам.
Да, правда то что механизм и формализм молитвы превращает ее только в набор слов и звуков. Но правда и то, что при НЕОТСТУПНОСТИ самопринуждения даже механический повтор (это касается в первую очередь Иисусовой молитвы) пробивает постепенно брешь в ледяном сердечном покрове, и поэтому нельзя оставлять этот молитвенный труд.
Конечно у делателя Иисусовой молитвы, возникают вопросы. Не выхолостится ли молитва от частого повторения, обессмысливая весь труд, превращая его в сухой, бездушной автоматизм? Не уподобиться ли такой молитвенник механическому роботу? Да, эта угроза есть, но только тем, кто не заботится о включении ума и чувства в молитву. Кто не имеет сердечного сокрушения и внимания к словам молитвы. Для остальных же, по свидетельству автора «Откровенных рассказов странника», механическое повторение со временем будет переходить в сердечный вопль. «Молись - учил прав. Алексей Московский, - сначала хоть механически, а потом Господь, видя усердие твое, пошлет тебе дар истинной молитвы». Конечно не для всех этот метод может быть пригоден. Митрополит Антоний (Блум) Сурожский не смог пойти этим путем, по его собственному признанию. Тут многое зависит от особенностей психики и душевного склада человека.
Здесь надо умудряться. Не так просто устоять на тонкой грани среднего пути. При обучении молитве любые наши человеческие усилия плодотворны лишь в том случае, если ведет и наставляет нас сама Божественная Благодать. Реальные изменения и достижения совершаются единственно Ее силой, поэтому очень опасной ошибкой будет ставить их себе в заслугу. Не менее важно научится отличать то, что от Благодати, и то что от естества. Бывает так, что от частого повторения Иисусовой молитвы возникает ложный эффект ее «самодвижности». Но автоматически приобретенный навык совсем не «самодвижность», эти понятия совершенно разного порядка. Враг начнет обязательно нас запутывать, и обманывать. Все эти уловки преодолеваются удержанием себя в благоразумном равновесии: сам я ничего не могу без Благодати, и плод моих усилий не есть Дар Благодати, хотя он и получен не без ее содействия.
Опасности всегда сопутствует духовному деланию. Но есть и оружие обороны, надежное во всех обстоятельствах, если мы сможем его удержать. Это щит и меч - два чувства : покаяние и любовь - одно направленное на себя, второе от себя, на всех и вся. Правда их нелегко удержать, как и вообще удержаться на пути Иисусовой молитвы. Возможно это лишь тем, в ком самость подавляется жертвенностью, а гордыня выжигается смирением.
«Умное безмолвие сопряжено с великим самоотречением и есть подвиг наитруднейший», подъмлемый, лишь когда «совершается в духе смирения», чем «привлекает Божию Благодать», а «гордый человек, какие бы приемы не употреблял, подлинного Богообщения не достигнет…Бога истинного не обретет». (преп. Софроний (Сахаров) Эссенский) (прод следует)

---
Мой электронный адрес:
shelgova собачка яндекс точка ру


Все сообщения в этой теме:

Яндекс цитирования

Дорогие братия и сестры!
Просим ваших святых молитв за рабов Божиих, благодаря чьим безвозмездным усилиям существует и развивается наша КЕЛИЯ:
Александр, Роман, Александр, Наталия, Лев
Спаси Господи!

Проект основан 19 мая 2006 года