Форум православного портала КЕЛИЯ


80166 Сообщений в 8400 Темах, 1083 зарегистрированных посетителей, 96 посетителей сейчас (1 зарегистрированных, 95 гостей)
Рекорд посещаемости форума: 314 пользователей и гостей в 21:46 13.02.11
Самая популярная тема по количеству ответов: Христос среди нас (525)
Самая популярная тема по количеству просмотров: Христос среди нас (406597)
Сейчас на форуме: Александр Д.

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ
пользователей
форума

(тестовая версия)

О молитве. прот.Игорь Рябко (ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)

отправлено Таня(R) Почта, 01.11.2018, 00:09

ИСИХАЗМ - СЛОВО 29
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
По природе своей СЛОВЕСНАЯ молитва способна развиваться только в трех направлениях, и только одно из них будет истинным —два других — пути тупиковые, но именно на них обычно попадает начинающий молитвенник, так как они открываются легко и непроизвольно, как бы естественным порядком. Конечно, дело не обязательно доходит до беды, ведь подавляющее большинство христиан именно на словесной молитве и останавливается, не продвигаясь далее. Но надо понимать, что это бесперспективно в отношении духовного роста: такой застой не позволяет стяжать просвещающую благодать, не позволяет достичь молитвы умно-сердечной, а значит, не пускает выше — перекрывает подступы к созерцательному периоду духовной жизни. Большинство действительно удовлетворяется и этим, но мы говорим об умном делании, и вопрос для нас ставится иначе. Исихаст, умный делатель — это тот, кто идет глубже, чья цель далеко впереди — там, где таинство созерцания, там, где живое богообщение. Тот же, кто не расположен к исихастским подвигам, не жаждет стяжания обожения, кто не ищет осуществления полноты Богом данных человеческой природе возможностей может, вновь повторим, жить и со словесной молитвой. Но жить в безопасности и покое ему возможно только под покровом преискреннего смирения и без претензии на подвижничество. Если же оставшийся на словесном уровне возомнит себя «делателем» или начнет проявлять усердие во внешних телесных подвигах, то подвергнется настоящему риску, «будет он находиться в крайней опасности пострадать» . Ничто не может стоять на месте, и словесная молитва, если сознательно не преобразовывается в умную, то, развивается в двух направлениях, сопряженных с угрозой падений и искажений. Духовный мир живет по своим законам, здесь та область, где, в зависимости от образа действий человека, душа его, или «возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет».
Святые не говорят лишнего. Эти слова прп. Симеона должны настроить искателя молитвы на очень серьезный лад. Это лишнее напоминание о том, что, подвизаясь в невежестве, пренебрегая теорией, мы подвергаем опасности свою жизнь.
ТРИ ОБРАЗА МОЛИТВЫ:
«Молитва — есть творчество, творчество высочайшее, творчество по преимуществу, и в силу этого — она бесконечно разнообразна. Но все же есть некоторая возможность различения ее на виды. Отцы Церкви и различают три основных молитвенных состояния, три типа проявления человеческого внимания, сильно разнящихся между собой, в зависимости от «направленности главных духовных сил» молящегося. В этом отношении молитва совпадает с этапами нормального развития человеческого духа.
Первое движение ума есть движение вовне, второе — возвращение его к самому себе и третье — движение к Богу чрез внутреннего человека (преп Софроний Сахаров). В соответствии с этим учителя исихазма указывают на три образа молитвы, доступные для начинающего. «Первый, в силу неспособности еще ума восходить к чистому богомыслию, характеризуется воображением», — это то, что названо «молитвой мечтательной». Для второго образа характерно размышление, — он именуется «головной молитвой». Это и есть те два тупиковых направления, по которым развивается словесная молитва. Третий же — незаблудный, единственно верный путь, на который надо ступить, отталкиваясь от молитвы словесной, — «есть соединение ума с сердцем». Это умно-сердечная молитва «третьего образа», которую отцы и считают «действительно правильной, должной и плодотворной». Первые два вида признаются, по немощи начинающих, временно допустимыми, но именно — только временно. Поговорим о ним более подробно
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА. (первый тупиковый путь). О ней сказано: «Если человек удовлетворится первым образом молитвы и будет его культивировать, то, помимо бесплодности, возможны и глубокие духовные заболевания». Известно — почему. Этот тип молитвы потому и назван мечтательным, что напрямую связан с природной способностью человека к воображению, посредством которого ум «усвояет себе образы предметов»; а способность эта, будучи сродни восприятию чувственному, душевному, полностью противоположна восприятию чисто духовному, свойственному истинному созерцанию. Внимание при такой молитве может быть собрано в области головы молящегося, но в основном оно устремляется вовне: к иконе, к воображаемым небесам и так далее. Опасность возникает в связи с тем, что в работу воображения легко может вмешиваться бесплотный дух. Диавол вклинивается в этот процесс и ухитряется «запечатлеть» свои, губительные для нас, образы. Посеянное в уме «мечтание бесовское действует на душу очень вредно, возбуждая в ней особенное сочувствие ко греху. Являясь часто, оно может произвести неизгладимое, пагубнейшее впечатление». Еще одно нежелательное свойство этой молитвы состоит в том, что она активно пробуждает чувственность, — поскольку она неизбежно затрагивает раздражительную силу, к ней всегда примешивается действие страстной части души.
Теми же особенностями, что присущи первому образу молитвы, отличается, как известно, католической метод «богомыслия», практикуемый в западной аскезе. Экстатическая молитва католиков — это и есть резвившаяся до «совершенства» мечтательная молитва. Западный опыт обнаруживает характерные признаки того явления, что в православной аскетике определяется как прелесть, и в этом отношении молитва мечтательная есть родная сестра молитвы экзальтированной латинской. «Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, что молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, как ему кажется, из Священного Писания». Не очевидно ли, «что все сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы... есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи» и таким образом добровольно «подчиняется влиянию сатаны». Так, после разделения Церквей большинство «подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых, молились и достигали видений, разумеется ложных, упомянутым способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести» (свят Игнатий Бранчанинов)

ИСИХАЗМ – СЛОВО 30
ГОЛОВНАЯ МОЛИТВА (Второй тупиковый путь).
Так, сообразуясь с терминологией свт. Феофана, назван второй вид молитвы, характерный «сосредоточением внимания в головном мозгу». Этот метод считается не столь опасным, как первый, но, тем не менее, подобен ему в том, что бесполезен в отношении духовного развития. А если применять его постоянно, то со временем и он уводит своих приверженцев в мир иллюзорный, ложный. Случается, правда, что «при этом роде молитвы человек иногда получает благодать и приходит в доброе устроение», но в любом случае — «удержаться он в нем не может». Путь этот «не выводит человека из постоянной борьбы помыслов и не дает достигнуть ни свободы от страстей, ни тем более чистого созерцания». Здесь «внутренние входы сердца и ума широко раскрыты для проникновения всего постороннего, в силу чего человек живет постоянно подвергаясь самым разнообразным влияниям извне; не разумея при этом, что же, собственно, с ним происходит... он оказывается бессильным противостоять натиску страстей», и со временем тонкая внутренняя брань лишь усложняется. В своем развитии головная молитва ведет к рассудочному философствованию и, уподобляясь молитве мечтательной, завлекает в область воображений. В итоге же второй молитвенный путь — это постепенное погружение в пучину прельщения тщеславием и гордыней.
Вот как это происходит. Оба вида молитвы, что мечтательная, что головная, различаясь как будто вначале, ведут затем в одну западню: смыкаются в точке, именуемой ВООБРАЖЕНИЕ. Молящийся вторым образом подвергается искушению «все постичь рассудочным путем». Вся жизнь его «сосредоточивается в мозгу», ум его «не соединен с сердцем и постоянно рвется наружу в стремлении все понять и всем овладеть». Такие люди «своим умом» стремятся восполнить отсутствующий у них духовный опыт и, переоценивая способности своего интеллекта, пытаются «проникнуть в тайны Божественного бытия». Единственное, к чему это их приводит, — «они неизбежно впадают в воображение». В своем увлечении они уже не способны понять, что «опрокидывают истинную иерархию бытия», и, забывая о том, кто есть они, а Кто есть Творец, начинают сочинять свою собственную реальность. Мир фантазии, в котором они живут, «дает им кажущееся превосходство пред другими людьми, и это обстоятельство усугубляет их доверие к самим себе», — так их пленяет гордыня.
Вместе с тем «характерным извращением, к которому приводит второй образ молитвы, является рационализм», он-то и подвигает человека к безумной подмене Творца своим собственным «я». Такой «неправый образ молитвы прилично назвать умно-головным, в противоположность третьему — умно-сердечному. Всякому, ищущему спасения, надобно его понять и различить, чтобы не остановиться на нем по неведению и не потерпеть вреда, который он причиняет». При таком делании «ум, оставаясь в голове, сам собою все в душе хочет уладить и все управить», но напрасно — «он за всем гоняется, но ничего одолеть не может, а только терпит поражения» . Ведь «если ты мыслишь только в голове, а не в сердце, то мышление твое не животворно»; и напротив — когда «мыслишь в сердце, то есть мыслимое все передаешь сердцу и ощущаешь его сердцем, то мышление твое животворно и истинно» .
По толкованию прп. Симеона Нового Богослова, основная черта второго вида молитвы в том, что внимание сосредоточено «в голове: мысли с мыслями борются». Беда человека, так молящегося, в полном его ослеплении, он «подобен ведущему брань с врагами своими ночью в темноте: слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не может ясно видеть, кто они такие, откуда пришли, как и для чего бьют его». И это оттого, что внимание «пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу». У человека тьма в уме и буря в помыслах, «и нет ему возможности ускользать от врагов своих демонов, чтоб они не поражали его. Тщетно подъемлет он, несчастный, труд свой». И даже хуже: он вовсе «теряет мзду свою», если при этой проигрышной брани незаметно возобладает над ним тщеславие от мысли, что он-то как раз и молится надлежащим образом. В результате тот, кто употребляет этот вид молитвы, «попадает в рабство демонам и не может сотворить отмщения сим поработителям своим, но враги непрестанно борют его явно и тайно и делают его тщеславным и гордым... Таков второй образ внимания и молитвы. И всякий, желающий себе спасения, должен знать ущерб, причиняемый им душе» .
Главное, что присуще обоим ложным видам молитвы, это слияние энергии ума с рассудком — положение, при котором полноценная молитва невозможна, поскольку такое состояние для человека противоестественно. Напомним, что соединенный с рассудком ум целиком вовлечен в его деятельность, соответственно — переполнен помыслами, которые плодит рассудок. В таком положении ум не способен совладать с помыслами и чувственными движениями, порождаемыми страстной частью души. Только будучи перенаправлен из рассудка в сердце и соединившись с ним, ум выходит из потока рассудочных помыслов, освобождается от них. Не иначе как после этого ум способен пребывать в состоянии трезвения: наблюдая как бы со стороны, он может теперь контролировать работу интеллекта, вместе с тем ему становятся подвластны сердечные движения низших сил души — воли и чувства.
Если молитва мечтательная состоит в родстве с латинской прелестью, то головная скорее обнаруживает сходство с практикой восточных культов. В любом случае обе они представляют собой вариант медитации, метода, прямо противоположного молитве. «Холодная рассудочность и интеллектуализм, свойственные йоге и буддизму, да и сами их методы частично напоминают второй образ молитвы, описанный прп. Симеоном». Однако никакие манипуляции в области сознания не могут приблизить человека к спасению души, а посчитавший себя достигшим преуспеяния на этом поприще или стяжавшим благодать «прельщает себя, впадши в ложь, и самомнением широко растворяет двери тому, кто всегда покушается прельщать нас», — учит свт. Григорий Палама. (прод. следует)

---
Мой электронный адрес:
shelgova собачка яндекс точка ру


Все сообщения в этой теме:

Яндекс цитирования

Дорогие братия и сестры!
Просим ваших святых молитв за рабов Божиих, благодаря чьим безвозмездным усилиям существует и развивается наша КЕЛИЯ:
Александр, Роман, Александр, Наталия, Лев
Спаси Господи!

Проект основан 19 мая 2006 года