Дух Святой (Общий)
отправлено Владимир.
, 18.11.2018, 16:19
(редактировано Владимир. в 18.11.2018, 18:13)
Разномыслие о том, в ком пребывает и пребывает ли Дух Божий, на мой взгляд возникло из за того, что изначально не было прояснено в разговоре: а что же означает понятие "Пребывает" и что означает "Почивает", невольно объединяя и отождествляя их.
На мой взгляд, понятие "Пребывает" отражает ту Истину, что Бог, создающий каждую душу живую, не отворачивается от нее и не забывает о ней после ее создания.
На протяжении всей дарованной Им душе жизни, сопровождает Он ее Своим неотрывным вниманием, попечением, питанием, побуждением к духовному поиску и благому житию.
В этом смысле, насколько я понимаю, "Пребывает" означает неотрывное ни на миг, Внимание и Попечение Бога к каждой Своей Твари. Без такого "Пребывания" - не возможно, как мне думается, действие Промысла Божьего в каждом сущим в видимом и невидимом мире.
Об этом ясно, говорит Максим Исповедник, отвечая на заданный вопрос:
Преподобный Максим Исповедник.
(Из вопросоответов к Фалласию)
Вопрос XV. Что значит: Нетленный бо Твой Дух есть во всех. Темже заблуждающих помалу обличавши (Прем.12:1)? Если [Св. Писание] говорит о Святом Духе, то как же в неразумное сердце не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху (Прем.1:4)? Мы взяли это на заметку, потому что [прежде] просто говорится, [будто Дух есть] "во всех".
Ответ. Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов.
Смотрите: "Святой Дух присутствует в каждом из сущих", - это означает неотрывное внимание Божие к каждому из сущих. Как это присутствие осуществляется, Максим Исповедник объясняет следующими словами:
"Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать…."
При этом, Максим Исповедник специально подчеркивает: "особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову" - что означает, что "в тех, кто каким либо образом причастен Слову" Он и "Почивает". Я это вижу в специально употребленном Максимом Исповедником словом "особенно", что означает на мой взгляд, не так как во всех прочих, но "особенно", исходя из обретенного ими молитвами, аскезой и соблюдением Заповедей Божиих причастия Слову, то есть созиждивших в себе Дом или Сосуд Духа Святаго.
Именно о таких угодниках Божиих мы говорим "духоносный" старец, монах или батюшка. Ибо в них почивает Дух Божий. Но, мы не можем сказать "духоносный" о любом верующем человеке.
Итак, если я не ошибаюсь в понимании,
есть "Присутствие" - как Пребывание в нас Духа Святого Своим вниманием, попечением, побуждением ко всему тому, что угодно Богу – это касается всех без исключения живущих,
и,
есть "Почивание" - присовокупляющее к "Присутствию" - Вселение Духа Божия в человека, делающее его духоносным, обретшим Дары Духа Святаго, , сделавшего себя способным неискаженно и непорочно употреблять Их, исключительно - во Славу Божию, во благо людям и во благо всему Творению.
Присутствуя, пребывая в нас Своим Вниманием, Бог видит и слышит нас и всё в нас, наши мысли, слова и поступки, воспринимает наши молитвы.
Осознавая это и свое недостоинство, мы взываем к Богу, Духу Святому: «… иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны…»
"иже везде сый и вся исполняяй" - осознаем всеведение о нас Бога и сообщаем Богу о том, что мы это знаем. А значит, если грешим и не каемся, то сознательно дерзим Богу, гневим Его.
"Сокровище благих и жизни подателю" - осознаем, что Дух Святой – Величайшее Сокровище, обретаемое не всеми подряд, а только и исключительно - "благими"
"прииди, и вселися в ны," - осознание своего недостоинства и порочности, из за коих Дух Святой не вселяется в нас, и, вместе с тем, горячее желание - с Его помощью очиститься от всякия скверны и стать "сосудом" "домом" Духа Святаго - дабы, Он - вселился в ны.
Все сообщения в этой теме:
- Дух Святой - Владимир.
, 17.11.2018, 18:21 (Общий)- Дух Святой - Владимир.
, 18.11.2018, 16:19